ТАНЕЦ ВЕЩЕЙ И ЗАПАХОВ (инженерная опера «Мария де Буэнос Айрес»)
В апреле на сцене Театра «На Литейном» Джулиано ди Капуа совместно с театром АХЕ представил премьеру инженерной оперы «Мария де Буэнос Айрес». Жаль тех, у кого был насморк, – запахи во время двухчасового действия очаровывали и околдовывали. Зритель встрепенулся, когда Мария подняла юбку и достала кусок сырого мяса (он лежал у нее в чулке, впитывая аромат ее тела). Когда этот кусок кинули на раскаленную сковородку, и по залу пополз вкус жареного мяса, зритель начал жадно втягивать носом аромат специй и терять голову. С этого головокружения началось победоносное шествие аргентинского танго.
Джулиано Ди Капуа вновь пугает и восхищает. Город еще полон сомнений после его кровавой премьеры «Бешеные псы» и зрители все еще краснеют от одного названия «Монологи Вагины», а итальянец швейцарского происхождения вновь удивляет.
В течение всего спектакля сидящая рядом со мной незнакомая девушка пыталась подглядеть, что же такое я нервно чиркаю в блокнот. Она думала, что я понимаю смысл происходящего и записываю мысли. Наивная! От позора меня спас полумрак, иначе, она бы узнала, что ничего я не записываю, а лишь зарисовываю фрагменты сумасшедших декораций. Единственное, что я смогла сформулировать: «Красиво. Но ничего не понятно». По существу, как видите, не много. Но в этом-то и вся прелесть…
Постановщик инженерной танго-оперы Ди Капуа опять совместил несовместимое: страстную музыку аргентинского классика Астора Пьяццоллы и инженерную точность причудливого языка театра «AХЕ». Пьяццолла всю жизнь искал новые формы танго, добавляя в них неожиданные ритмы. Его «Мария Де Буэнос-Айрес» – это танго нуево, рожденная вопреки классическим представлениям о танго. Театр «АХЕ» тоже стоит особняком к традиционному театру и известен всему миру пристрастиями к игре не сочетаемыми фактурами. Протест против привычного – единственное, что объединяет в данном случае страстную музыку и игры форм, созданные режиссером театра «АХЕ» Яной Туминой.
«Каркасом» для игр служит либретто Орасио Феррера, аргентинского поэта-авангардиста. Шестнадцать танцевальный и певческих номеров рассказывают историю Марии, похожую на историю танго. Им было суждено родиться, умереть и воскреснуть, чтобы спасти мир от лени и скуки, подарив ему новые звуки и ритмы.
Партию Марии исполняет певица Гарриелла Бергалло (Аргентина) с глубоким вибрирующим голосом и непринужденной манерой существования на сцене. Роль Паядора (странствующего певца) играет красавица Илона Маркарова, чье неожиданно пение гипнотизирует. Сам Ди Капуа (Ведьмак-заклинатель) как всегда удивляет: то поет, вися вниз головой, то непринужденно со светящимися гирляндами вместо нижнего белья прыгает на огромных пружинистых ходулях.
На протяжении всего представления играет живая музыка. Ансамбль «Ремолино» отличает сочетание «несочетаемых» инструментов: скрипка, баян, фортепиано, контрабас, гитара. Их музыка дает свободу происходящему на сцене: когда нет правил в задающей атмосферу музыке, нет и границ допустимого. Вне таких границ существуют и два абсолютно инородных сценическому действию тела. Чемпионы России по аргентинскому танго Наталья и Александр Бережновы взрывают своим страстным и неземным танцем пространство.
Смотришь на них и ясно понимаешь смысл последних слов либретто: «в воскресенье, в лавре, чесноке и капуччино, в окружении голосов магов, женщин, месивших макароны, каменщиков и воскресных юнцов Тень Марии в сияющей пыли Буэнос-Айреса рожает своего светоносного младенца: танго – нуэво».
Анастасия Ким