«КП»


ПРО ЭТО…
В концертном зале казино «Премьер» сыграли очень «неприличный» спектакль.

«Попробуйте произнести вслух слово «вагина». Ну как? Не смутились? Значит, вас не покоробило бы словосочетание «Монологи вагины», ибо именно так и называется спектакль, который автору этих строк довелось увидеть в стенах уважаемого и солидного досугового учреждения.

Легкий аромат скандала был связан скорее с именем автора пьесы Ив Энслер, принадлежащей к женскому полу, а потому отчаянно сражающейся за права и счастье своих природных сестер. Популярность ее эпатажного театрального продукта была востребована по обе стороны Атлантического океана. Звезды разных стран, национальностей, воспитания и темпераментов с радостью произносили с театральных подмостков сей текст, где вещи названы своими именами, в течение последних нескольких лет. Представляете себе, как звучали монологи «того самого» места из уст, например, Вупи Голдберг или Сюзан Сарандон?

Петербургский вариант был предложен публике режиссером Джулиано Ди Капуа, выходцем из отечественной театральной школы. Не мудруствуя лукаво, обрусевший итальянец разделил текст «Монологов…» на четырех актрис (Татьяна Рассказова, Наталья Кудрявцева, Марина Рокина и Илона Маркарова), одев их в одинакового красного цвета платья-балахоны от Лили Киселенко. Нехитрый помост с некоторым символическим отверстием в центре — вот и все постановочные премудрости, ожидавшие публику во время зрелища. Главное же заключалось в другом. В том, ЧТО и КАК звучит во время спектакля.
Сметливый зритель сразу раскусит уловку мадам Ив. Вагина — лишь эпатажный манок, на который ловится жаждущая сенсаций и скандала публика. На самом деле образ женского лона есть метафора всего женского естества. А вот с ним, этим естеством, и возникают самые разные проблемы, анекдоты и драмы, о которых и рассказывают публике разные истории «дамы в красном».

«На вкус и цвет товарищей нет» — так гласит русская пословица. И похоже, постановщик спектакля о ней прекрасно осведомлен. А посему он тщательно регулирует реакции, понимая, что у двадцатилетнего юнца-студента и у седовласого доцента может быть совершенно разное восприятие не только ключевого слова, но и всего остального, что связано с понятием женского начала. Поэтому, как говорят, спешите видеть… и умейте слышать».

Пафнутий Печалин , 25.02.2005

*****

«По весне в Петербурге начали бороться за нравственность
Первой жертвой пали «Монологи вагины»


«Театральная общественность взбудоражена: режиссеру Джулиано Ди Капуа (итальянцу про происхождению, который остался жить в Петербурге. – ред.) запретили рекламу его спектакля «Монологи vagini».

Корр. «КП» ходил на постановку. Признаться, с предубеждением. Все ж таки нелегко произнести вслух «вагина», да еще много раз. Но спектакль действительно оказался, хоть и «про это», умным, смешным и даже с элементами психологизма. Четыре женщины по очереди выходят и рассказывают каждая свою историю отношений с мужчинами. Истории вполне типичные, поэтому многие женщины могут узнать в героинях кое-что о себе. Некоторые, как мы видели, специально приводили своих мужчин на просмотр, чтобы те узнали побольше про женскую психологию. Поначалу мужчины смущались. Особенно когда звучало слово «вагина». Но в конце весело хохотали вместе со всеми. Актрисы, надо отметить, играли великолепно. Возможно, в другом исполнении это и могло бы звучать крайне пошло. Но создатели спектакля уверяют, что главное в «Монологах» — просветительская функция. Но разговор на интимные темы  уже само по себе эпатаж, и как при этом обойтись без вполне литературного слова?

Летом прошлого года уже случился первый скандал по поводу названия на афишах. Тогда оно звучало как «Монологи вагины». Но по рекомендации Общественного совета по социальной рекламе Северо-Западного Федерального округа понятное русское слово «вагина» заменили на латиницу. Люди удивлялись, что это за vagini такая. Но на спектаклях по-прежнему были аншлаги. А теперь и вовсе коллектив театра заставили убрать все афиши: якобы там иллюстрация, не соответствующая культурному уровню Северной столицы.

— Сейчас, как нам сообщили (пока неофициально), в афише нашего спектакля не устроило не только название, но и изображению девушки, которая сложила руки лодочкой. В этом усмотрели что-то неприличное, намек на соответствующее место в женском организме. Мы таких намеков не делали, у нас не было такой задачи – сообщили нам в Театро Ди Капуа. – К нашему большому сожалению, у нас не было никакой возможности искать какой-то компромисс в решении этой проблемы, так как нам неизвестно, от кого исходит запрет. Этой зимой компания, которая тогда размещала наши афиши, умудрилась повесить наши «Монологи vagini» рядом с… «Диалогом с городом!» («Диалог с городом» — телепрограмма, в которой губернатор отвечает на вопросы горожан. – ред.). Это, конечно же, ошибка компании, которая владеет рекламными поверхностями, небрежность. Этим летом у нас мы вынуждены были заменить написание «Монологи вагины» на «Монологи vagini». А сейчас и вовсе все афиши сняли. В фирме, которая последнее время размещала нашу рекламу, говорят: «не утвердили». этот запрет поступил только по телефону, никакого письменного распоряжения нам не поступало, но и его было достаточно для того, чтобы снять рекламу.

В театре сейчас судорожно думают, как еще раз изменить название и картинку, чтобы этот вариант удовлетворил всех. Предложили «Монологи V…», «Запретные монологи», «Женские монологи», а вместо девушки с руками лодочкой – просто розовый фон с розочками. Пока ни один из них не утвердили. И конечно, нам не хотелось бы вводить в заблуждение зрителя – летом, пока не пришли к компромиссу и не поставили слово vagigi, мы некоторое время писали на афишах просто «Монологи» — стали жаловаться зрители, когда обнаружили, что это не просто монологи, а «про это».

Самое неприятное, считают в театре, что теперь у спектакля подпорчена репутация. Многие начинают думать, что спектакль скабрезный и пошлый. А он на самом деле, хоть и «про это», задача его – говорить о том, о чем говорить вслух не принято, но о чем говорить просто необходимо – и мужчинам, и женщинам, чтобы понять себя и быть счастливыми в любви. Когда автора пьесы «Монологи вагины» Ив Энцлер спросили, почему этот спектакль так популярен во всем мире, она ответила: «Людей привлекает, когда кто-то решается преодолеть табу».

Пока спектакль идет. Народу на него ходит значительно меньше. Все же основную информацию зрители узнавали из афиш. Но хорошо хоть, пока саму постановку не запрещают.

— Мы не хотим ссориться! Мы хотим встретиться с теми, кто запрещает нам рекламу, лицом к лицу, пригласить их на спектакль. Пусть посмотрят, а потом можно все обсудить. Компромисс можно найти всегда. Нам обидно, что никто напрямую с нами так и не общался»!

Елена Ливси