Литературные известия

Древнегреческий миф- явление современной молодежной культуры

30 апреля в центре современного искусства им. Курёхина в Санкт-Петербурге состоялся очередной показ спектакля «Медея.Эпизоды», поставленный режиссером Джулиано Ди Капуа по стихам-монологам Алексей Никонова, известного панк-исполнителя, лидера группы «П.Т.В.П». Это представление по-новому трактующее миф о колхидской волшебнице, пользуется оглушительным успехом у молодежи, превратившись, фактически в одно из культовых явлений современной молодежной субкультуры. Многие, побывавшие однажды на этом спектакле, стремятся пойти на него еще и еще, потому что пьеса перенасыщена символами, которые молодые люди хотят непременно разгадать и осмыслить. Нельзя пройти мимо этого явления, Хотя бы потому, что для наших детей этот спектакль – своеобразный учебник жизни, дающий сильный импульс для переоценки устаревших ценностей, ведь молодежь всегда была самым революционно настроенным слоем населения, критически относящимся к опыту отцов и максималистки стремящимся переделать мир к лучшему… Каждое новое поколение предлагает свои меры по исправлению жизни.. и речь здесь идет не о бытовой революции, а о духовном перерождении человека..

Все начинается со звука метронома. На зрителя это сразу действует угнетающе, может быть, из-за ассоциации, в том числе, с ленинградской блокадой, временем, когда человек, зачастую оставался один на один со своей судьбой, будучи выброшенным из обычной жизни в существование вне жизни вообще, когда смерть входила также неотвратимо и размеренно в промерзшие и голодающие ленинградские дома под страшный для уха молодого поколения, слишком монотонный звук механического метронома.. Под эти звуки выходит на сцену какой-то странный человек, сам по себе напоминающий аллегорию смерти, потому что он немедленно начинает обмазывать себя чем-то красным, похожим на кровь. Этой страшной субстанцией он обмазывает  белое платье девушки (актриса Илона Маркарова), которая появляется в эпизоде непосредственно сразу после его выхода – и… начинается череда сцен, которые, в конечном итоге, должны привести зрителя к пониманию того, что Медея на самом деле не детоубийца, а оболганная Еврипидом женщина, олицетворение матриархата, покинувшая свою родину и разрушившая жизнь ради Любви.

Ничего общего не имеет стоящая в начале действия, одетая в длинное белое платье, как будто возвышающаяся над всеми и при этом легко дающая себя запутать и лищающаяся тем самым внутреннего зрения девушка, со всепонимающей, умудренной, как бы раскрывшей глаза на правду жизни страстной женщиной, вышедшей на прямой контакт со зрителем, вступившей с ним в диалог на равных, где непонятно даже за кем остается победа, потому что у зрителя складывается ощущение, что та, кто стоит на сцене, единственный живой персонаж в зале, по-настоящему человек, а вот зрители и есть актеры спектакля, который смотрит Медея. По замыслу автора сценария Лехи Никонова, Медея – воплощение бунта и возмездия за покорность и раболепие.  Но думается, как цельное явление культуры, спектакль более глубок и не столь однозначен, как это представляется одному из его «отцов». Так часто бывает в истории мировой культуры, когда произведение начинало самостоятельную жизнь, в чем-то отдельную от своего создателя.

Представление сопровождалось музыкальным оформлением, сделанным специально для спектакля группами «П.Т.В.П.» и Uniquetunes.

Можно по-разному относиться к спектаклю «Медея. Эпизоды». Настолько он представляется неоднозначным и во многом провокационным. Однако, посмотреть его возможно будет любопытно и для более зрелого зрелого поколения, потому что он лишний раз напоминает каждому из нас, что, несмотря ни на какое зомбирование со стороны, человек обладает правом и обязан иметь собственное мнение.. Алексей Никонов позиционирует спектакль в ряду современный культурный мероприятий как акцию толерантности. Смелое заявление. Как и сам спектакль.

ссылка на статью № 16 (46) 2010 г.

Ольга Денисова